В Феодосии скопилось очень много приезжих музыкантов из которых был организован симфонический оркестр под управлением Ахшарумова . Оркестр был вполне приличным по масштабам Феодосии. Дмитрий Владимирович бывал у нас дома. Узнав, что я 5 лет играю на скрипке, предложил мне что-нибудь сыграть. Проверив как я читаю ноты, он, картавя так же как и Вертинский, сказал мне: “ Завтга на гепетицию !”. Его предложение меня очень обрадовало и встревожило, справлюсь ли я? Мне приходилось играть в трио, квартете, небольших ансамблях. То, что мне предложил Д.В. Ахшарумов , показалось серьезной работой. Мне тогда было 14 лет. В первые дни я не принимал участия в репетициях, а наблюдал. После мне были выданы партии второй скрипки, для домашнего ознакомления. Вскоре я первый раз сел за пульт как музыкант профессионального оркестра. Первая вещь на репетиции была увертюра французского композитора Литольфа “Робеспьер”. Включена она была в репертуар из-за революционного содержания, времен французской революции. За короткое время я быстро освоился и музыканты ко мне относились доброжелательно за отпускаемые мной каламбуры. Только молодой скрипач Кутик всегда язвил в мой адрес. Он явно относился ко мне с пренебрежением. Однажды, на репетиции, я ошибся, неправильно взял аккорд, а Ашхарумов выразил взглядом мою невнимательность. На что Кутик поспешил съязвить: “Хорошо, что он чисто взял соль-мажорный аккорд!”. Я ответил в том же тоне: “Хорошо, что ты еще знаешь, что такое соль-мажорный аккорд!”. Все засмеялись, я был на высоте. Больше он меня не трогал.

В числе первых скрипачей был мой первый учитель Абражкин . Он был хорошим музыкантом, но держался обособленно. Я так же держался от него подальше, он же делал вид, что меня не знает.

Заведующим отделом искусства при наробразе был петроградец Г.А.Магула , эрудированный искусствовед. Позднее он стал директором картиной галереи И.К.Айвазовкого . На бенефисе Ашхарумова наробраз Магула , при публике, преподнес ему костюм, значительно элегантнее и шикарнее его поношенного, старого.

Наш оркестр выступал на митингах и собраниях, на бывшей даче Стамболи , где находился дом отдыха, но чаще всего в гарнизонном клубе, который разместился в картинной галерее Айвазовского. Картины где-то хранились. Со всех дач и домов богатеев была снесена мебель: стулья, диваны, кресла. Мебель расставляли перед эстрадой. В то время комендантом клуба был Спиридон Демьянович Евтушенко, тогда еще я с ним знаком не был. Он был старше меня на 8 лет. Позднее мы стали с ним большими друзьями. В настоящее время он живет в Лениграде .

На митинги собирались матросы, красноармейцы. Командиры, комиссары, женщины в красных косынках. В ходу также были френчи английского образца. Носить шляпы, котелки, применять косметику считалось контрреволюционным.

Как-то, во время демонстрации фильма, загорелась кинолента и вспыхнул пожар. Во время паники мебель была переломана. Пожар был ликвидирован, но его следы еще долго были заметны.

На митингах было много народу, они помногу говорили почти одно и тоже. После митинга исполнялся гимн “Интернационал”, затем начинался концерт нашего оркестра. С концерта никто не уходил. Перед началом каждого музыкального произведения музыковед доходчиво объяснял о теме произведения. При исполнении увертюры “Робеспьер”, все с напряжением ждали момента, когда Робеспьеру будет отрублена голова. Там, в музыке, ярко отображен момент удара ножа гильотины и стук покатившейся головы.

Из-за гражданской войны, охватившей всю Россию, промышленность стояла, поля не засевались, надвигался голод.

Базары и магазины были пусты. Денежный курс с каждым днем рос с невероятной быстротой, в обращении были миллионы рублей, на которые мало что можно было купить. Продукты выдавали по предприятиям в ограниченных количествах. Нам изредка давали соль, табак, хамсу и по кусочку хлеба. Голодным было не до музыки.

Орке стр пр осуществовал год и был расформирован. Ахшарумов покинул Феодосию, о нем долго не было ничего слышно. Через несколько лет до меня дошли слухи, что в Ленинграде прошли его гастроли. Потом он снова исчез.

Оставте свой отзыв