Реликвия дома Романовых

Феодосийские страницы Комментарии к записи Реликвия дома Романовых отключены

Образ матери с младенцем широко распространен в византийском, европейском и древнерусском искусстве. Придя на Русь из-за моря вместе с крещением, византийская иконография Богородицы Елеусы (т.е. Милостивой) была не только воспринята древнерусским искусством, не только развита и продолжена, но стала художественным воплощением национальной святыни. Извечный образ материнства обрел глубокий народный смысл. В начале этого иконографического ряда стоит знаменитая Владимирская Богоматерь, упоминаемая еще в Слове о полку Игореве (бежавший из плена Игорь едет по Боричеву взводу ко святой Богородице Пирогощей). Пирогощей икона была названа по имени человека, привезшего ее из Константинополя в Киев в 1132 г. Владимирской она стала после того, как Андрей Боголюбский увез ее во Владимир,
Строго, даже сурово и печально лицо Богоматери на Владимирской иконе: она знает судьбу Сына, знает, что оружие прейде ея душу. И словно в утешение прильнул к ней Младенец, слабой своей ручкой с раскрытой ладошкой обнимая и охраняя Матерь.
Древнейшая эта икона послужила прообразом для создания многочисленных вариаций на тему, известных под различными названиями. При всей строгости церковных традиций и канонов, создавая образ Матери и Сына, художники были не копиистами, а творцами. Отсюда и отступления в деталях.
Не менее знаменитая Донская икона уже не так сурова: лицо Матери мягче, глаза полны печали, но на устах отблеск улыбки в ответ на прикосновение детской щечки. А пальцы ручки, обнимающей Матерь, сложены в благословляющем жесте. Донскую даже непосвященный легко отличит от Владимирской по обнаженным до колен ножкам Сына.
Гребневская икона (конец XIV века) отличается как бы обратным изображением: Младенец находится не у левого плеча Матери, а у правого. И ручки его не обнимают Матерь, а держат свиток.
Казанская икона тоже имеет свое отличие: Младенец не прильнул, а сидит на руках Матери, подняв ручку с пальцами, сложенными в благословляющем жесте. Многочисленные варианты иконы Богоматери Елеусы (в древней Руси это греческое слово перевели как Умиление) связаны с крупнейшими историческими событиями жизни русского народа. Владимирская икона считалась заступницей Русской земли. Донская, по преданию, сопутствовала князю Дмитрию Ивановичу в Куликовской битве, помогла одолеть врагов.
Известны и другие иконы Божией Матери. С каждой связаны предания, легенды, события.
Есть своя история и у иконы Казанской Божией Матери, которой посвящен храм в нашем городе.
По преданию, в 1579 году в Казани, покоренной Иваном Грозным, Богоматерь явилась девятилетней девочке Матроне и указала на пепелище сгоревшего дома ее родителей место, где скрывалась икона. Богоматерь также повелела возвестить духовным и светским сановникам, чтобы они взяли икону из земли. Видение повторилось трижды, ибо девочка никому не открылась, кроме матери, которая вначале не поверила. Напуганная третьим видением, девочка со слезами сообщила матери: Я видела во сне икону Богородицы, от лица которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня и готовое сжечь меня, и слышала голос: Если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь.
Мать повела Магрону к казанским воеводам и архиепископу, однако и они не поверили вначале. Тогда мать решила сама рыть землю в указанном месте, но ничего не нашла. Не нашли и другие, предпринявшие попытку отрыть икону. Нашла икону сама Матрона. Явленный образ был извлечен из земли и поставлен тут же. Выглядел он как бы новоначертанный, а не вземле найденный. Немедленно стеклось к нему бесчисленное множество народа, молились, стремились приложиться к ней. Затем крестным ходом новоявленную икону препроводили в храм. В 1579 году список иконы послали в Москву царю. Существует и другое мнение: в Москву была послана подлинная икона.
С Казанской иконой Божией Матери связывают избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1613 году. Протоиерей Григорий Дебольский так характеризует время, предшествовавшее этому: По низвержении с престола царя Василия Иоанновича Шуйского в 1610 г. Россия междуцарствием, расстройством гражданского порядка, внутреннею изменою и крамолою предана была в руки самозванцев и врагов внешних — шведов и ненавистных поляков, которые грабили, жгли города и села, овладели Москвою и привели отечество на край погибели и поругания. Народ русский почувствовал свое унижение и несчастье.
К Москве двинулись народные ополчения. В 1612 году послала свои дружины Казань. Казанские дружины с образом Божией Матери отбили у поляков Новодевичий, монастырь и взяли в плен две роты ляхов и 500 немцев.
Чудотворная икона пробыла с казанским ополчением в Москве до зимы, а затем отпущена в Казань. На обратном пути в Ярославле икона встретила дружины Минина и Пожарского, следовавшие к Москве из Нижнего Новгорода. Ратники пожелали икону иметь с собой, а в Казань послали список ее. Некоторые считают, что Минин и Пожарский взяли с собой список (т.е. копию), а подлинник возвратился в Казань.
Поляки были изгнаны из Москвы и России, а на всероссийский престол вступил Михаил Романов. Так история Казанской иконы Богоматери оказалась связанной с историей Дома Романовых и сделалась семейной реликвией царского рода.
Во времена царствования Павла 1 икона, священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия Дома Романовых на царский престол, была из Москвы перенесена в Санкт-Петербург в освящение новой столицы.
Здесь произошла с иконой история, рассказанная в Русских анекдотах Глинки: Оклад на образе Казанской Богоматери весьма полюбился бывшему тогда архимандриту Невского монастыря Феодосию. Приехав в церковь Казанскую для осмотра порядка церковного, он заметил, что образ Богородицы стоит низко в иконостасе и всякие люди к нему прикасаются, и велел взять и отвезти его в Невский монастырь. Не по многом времени ризу (т.е. богатый оклад иконы — Т.Б.) сняв, велел поставить в святых воротах монастыря. Узнав об этом, прихожане Казанской церкви очень оскорбились. Было доложено Императору, и он с гневом повелел возвратить образ в прежнем окладе и поставить на прежнем месте в Казанской церкви.
В последующие годы икону переносили несколько раз: в Троицкий собор, в новоустроенную церковь Рождества Богородицы. В день освящения Казанского собора в Санкт-Петербурге 15 сентября 1811 года икону перенесли в этот великолепный храм ее имени.
В 1812 году после назначения М.И. Кутузова главнокомандующим русскими войсками он посетил Казанский храм, долго молился перед иконой Казанской Божией Матери о победе над наполеоновской армией. После победы, которую одержали русские 22 октября 1812 года, французы, потеряв 7 тысяч убитыми, стали отступать. Не случайно М.И. Кутузов завещал похоронить себя в Казанском соборе.
В апреле 1890 года старостой Санкт-Петербургского Казанского собора графом Николаем Федоровичем Геиденом Топловскому (с. Топлы, ныне Тополевка) Параскевиевскому женскому монастырю было совершено драгоценное пожертвование: в память чудесного избавления Государя Императра и Августейшей семьи от покушения 17 октября 1888 г. граф передал монастырю свою семейную святыню — икону Казанской Божией Матери. Икона — древнего письма. По семейному преданию Гейденов, она была списана с подлинника в скором времени после чудесного явления иконы в Казани. Некогда икона принадлежала роду князей Вяземских, потом перешла в род графов Зубовых. Графу Гейдену досталась в наследство от матери, урожденной графини Зубовой.
Пожертвованная сестрам Топловского монастыря икона была украшена сребропозлащенной ризой, вокруг лица Богоматери жемчужный убрус с драгоценными камнями, в числе которых есть бриллианты, пожертвованные фрейлинами М.В. Глинкой-Мавриной и М,Ф. Головиной. (Кн. Е.Горчакова. Троицко-Параскевиевский Топловский монастырь в Крыму — М., 1894 г.). Графом Н.Ф. Гейденом поставлено было условие о постройке в Феодосии храма во имя Казанской Божией Матери, а до тех пор икона хранилась в Топловском монастыре и в Феодосию доставлялась крестным ходом в праздники 8 июля и 22 -октября (по старому стилю).
21 июля (8 июля по ст.стилю) — день, когда мать с дочерью Матроной ходили к архиепископу и начальникам Казани объявить о видении.
4 ноября по новому стилю (22 октября по старому) установлен праздник в честь иконы, в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1613 г., т.к. после горячих молитв русского войска перед чудотворным ликом осажденные поляки 22 октября объявили о сдаче, и под звон колоколов Нижнегородское ополчение с иконой вошло в Московский Кремль.
Сложной была судьба Казанского храма в Феодосии. Многие сведения утеряны И пока не найдены. Возможно, эта публикация поможет найти людей, знающих что-нибудь о реликвиях храма. Когда вы войдете в храм, который фе-одосийцы называют Казанским, в центре его на невысоком столике-подставке (аналое) вы увидите икону Казанской Божией Матери.
Юное светлое лицо Матери с нежностью приклонились к Сыну, поднявшему ручку для благословения каждого входящего.
На обратной стороне доски, закрашенной голубой масляной краской, написано черным: Работа сестер Троице-Параскевиевского Топловского женского монастыря. 1905 г.
Возможно, работа была выполнена специально для нашего храма, строительство которого было завершено в 1907 году.
Сохранилась ли икона, пожертвованная графом Гейденом? Возможно, у икон Божией Матери, хранимых и чтимых прихожанами Феодосийского храма иконы Казанской Божией Матери, свои поучительные и интересные истории. Может быть, оживет память, и мы узнаем истории феодосийских икон.
В дни праздников иконы Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября по ст.стилю, т.е. 21 июля и 4 ноября по новому) церковь взывает к верующим: Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу — скорой помощнице, готовому и теплому спасению — к Покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудные милости пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы свои.

Т. БОЧКОВСКАЯ.

История иконы Казанской Божией Матери изложена по сочинениям протоиерея Григория Дебольского, С-ПТБ, 1866, т.1, стр. 201-206.
Когда работа над Статьей была завершена, стало известно, что городской благотворительный Фонд культурного возрождения Феодосии им. К.Ф. Богаевского принял решение при благословении со стороны храма пригласить специалистов из музеев Москвы для научной идентификации имеющихся в храме икон. Может быть, тогда и откроются тайны.

1993 год