Дороги к Школе

Феодосийские страницы Комментарии к записи Дороги к Школе отключены

Каким будет образование и воспитание детей? Этот вопрос интересует сейчас всех. А каким оно было в старой доброй Феодосии? Об этом рассказывают материалы фондов и библиотеки краеведческого музея, воспоминания старожилов. Итак: 14 апреля 1811 года по ходатайству городского общества и постановлением градоначальника, статского советника СМ. Броневского, с разрешения училищного комитета Харьковского университета в городе было открыто уездное училище. Такие училища создавались для подготовки детей всякого звания к обучению в гимназиях, в основном из семей купцов, мещан. СМ. Броневский назначил учителем открываемого училища Михаила Дмитриевского, бывшего студента, и в помощь ему — чиновника своей канцелярии Сибирского. Это была первая школа в Феодосии, и потому ее открытие явилось выдающимся событием в жизни города.

26 июня 1811 года состоялись открытые приемные испытания в присутствии градоначальника, многочисленных приглашенных гостей и жителей города. Испытания проводились для 25 мальчиков -первых учащихся. Как велика была нужда в школе и какое к ней было отношение феодосийцев, видно из того, что при немногочисленном населении города к 6 мая было принято уже 79 учеников, преимущественно детей разночинцев и военных. Первым общественным смотрителем училища СМ. Броневский назначил смотрителя городских работ, титулярного советника Попандопуло. В первый год после открытия училище действовало как приходское, поскольку в городе не было начального училища, где дети могли бы подготовиться в первый класс уездного, который был открыт только 1 мая 1812 года для 15 учеников. При открытии училища в Феодосии было учтено желание родителей как можно скорее дать своим детям первоначальное образование. Поэтому СМ. Броневский в своем предложении от 8 мая известил ПопандоМуло, что им доведено до сведения Харьковского университета, в ведении которого находилось училище, о зачислении на учебу детей от 3-х до 6-ти лет. Из 79 принятых таких оказалось 15. Вначале училище помещалось в частном доме, принадлежавшем капитану Маркакову, на Итальянской улице (ныне ул. Горького), близ греческой Введенской церкви, а с 1848 г. — в доме, приобретенном городской думой на екатерининской улице (сейчас ул. Ленина), а затем штатный смотритель Павленко-Богунепко перевел его на окраину города, в дом титулярного советника Томашевича. Отдаленность училища от центра очень отразилась на посещаемости, и оно было переведено в дом Влаетова, находившийся на углу Дворянской и Греческой улиц (угол улиц Красноармейской и Чапаева).

Содержателем училища была городская дума при скромном ее бюджете, поэтому большая часть расходов покрывалась частными пожертвованиями. И только 15 апреля 1812.года, то есть через год после открытия училища, но ходатайству училищного комитета Харьковского университета распоряжением Министерства народного просвещения были найдены деньги на его содержание из средств государственного казначейства. В первый год существования училища большое участие в нем принял СМ. Броневский. Он также передал в дар учащимся коллекцию минералов и раковин в 400 экземпляров для изучения натуральной истории. Другим жертвователем был местный купец Безчетвертый, подаривший (1812 г.) Крыму — старые карты и 70 книг для чтения, положивших начало прекрасной училищной библиотеке, в которой позже насчитывалось более 2,5 тыс. томов. В 1812 году в уездном училище были два годичных класса — младший и старший, ‘а также нижнее отделение — подготовительный класс. Оно как бы заменяло приходское училище (они создавались как одногодичные школы для детей низших сословий). Так было до 1836 года, а затем училище было преобразовано и трехклассное. Занятия проходили в две смет, а с 1853 года — только до обеда. Кроме изучения русского языка, арифметики, закона Божьего, по просьбе родителей учеников, готовившихся к поступлению в гимназию, было введено преподавание языков: греческого, турецкого, а затем латинского, немецкого, французской). 11а оплату труда учителей родители вносили деньги. Вначале преподавание было классным, т.е. все предметы вел один учитель, а с 1818 года пало предметным. Учителя составляли месячные отчеты о способностях, прилежании, поведении учащихся. Способности оценивались словами: туп, понятлив, остер; прилежание — нерадив, посредственен, примерен; поведение -резв, исправен, добронравен. Кроме частных испытаний, где проверялись знания учащихся, ежегодно до 60-х годов XIX в. проводились и публичные. Жители города оповещались через городскую полицию о дне и порядке испытаний особыми объявлениями. Все приглашенные принимали активное участие в них, задавая ученикам вопросы, оценивая их знания. Публика охотно их посещала, готовила чай, десерт; обыкновенно испытания закапчивались щедрыми пожертвованиями приглашённых как на нужды училища, так и для несостоятельных учащихся. Обычно этот торжественный акт проводился 29 июня. В 1814-1815 учебном году состоялся первый выпуск окончивших училище.

В начале 30-х годов феодосийский градоначальник Казначеев, как и Броневский, систематически проявлявший заботу о материальном состоянии училища и об улучшении учебно-воспитательной работы, составил список книг и учебных пособий, утвержденный затем попечителем Одесского учебного округа, в ведение которого перешло училище в 1852 году. Попечителями вновь открывшегося учебного округа были ДМ. Княжевич и Н.И. . Пирогов, заслуга которых состояла в том. что первый был против зубрежки предмета и за то, чтобы учитель объяснял учащимся каждый новый урок; Н.И. Пирогов отменил все наказания (оставление без обеда, ругань, телесные наказания и т.п.). В 1833 году в училище было введено преподавание бухгалтерии, а в 1834-м оно стало готовить волостных писарей. В 1868 году количество учащихся в нижнем отделении в двух существующих группах возросло до 80 человек, что отражалось па качестве знаний; был поставлен вопрос о выведении из уездного училища отделения и преобразовании его в самостоятельное приходское училище. Первым учителем в нем был окончивший Одесские педагогические курсы Н.А. Серватовский. Училище помещалось вначале в доме Я.Крыма, в домах Виноградовой (ул. Дворянская), Фоллендорфа, а затем с 1886 года — вновь в помещении уездного училища, которое, преобразовавшись в трехклассное, получило специально построенное здание на улице Военной (ныне ул. В.Коробкова, Средняя школа N 4). Таким образом, уездное училище дало Феодосии самостоятельную начальную школу, где первоначальную грамоту получило не одно поколение фе-одосийцев. Интересно отметить, что в разное время в уездном училище учились, продолжали образование дальше И.К. Айвазовский, который по ходатайству Казначеева, не окончив курс, был переведен в губернскую гимназию и, тоже не окончив ее, поступил в Академию художеств; Степан Веребрюсов, поступивший в Харьковский университет, и др.

В начале 1885 года Феодосийская городская дума возбудила ходатайство о преобразовании местного уездного училища в городское. Ходатайство было принято, и 26 мая 1885 года состоялся последний, семьдесят третий выпуск семнадцати учеников. В августе 1858 года в Феодосии с соизволения императора по рапорту и при помощи управляющего Нахичеванско-Бессарабской епархией епископа (впоследствии архиепископа) Гавриила (Габриэля) Константина Айвазовского, брата Ивана Константиновича, на средства, пожертвованные А.П. Халибовым (Халибя-ном), было открыто армянское среднее учебное заведение для армянских юно шей из Нахичевани (на Дону). Обучались в нем и русские, татары, караимы, дети других национальностей Феодосии. Было оно шестиклассное, образование получали в объеме гимназии; преподавались русский, татарский, французский языки, арифметика, география, история, физика, химия и другие предметы. В первом учебном 1858-1859 году в него пришли всего 39 учеников, затем до 1867 года — 62; в 1860-1861 гг. в училище действовали лектории, где проводились занятия со взрослыми Феодосии, дабы приобщить их к наукам. Училище содержалось за счет церковных поступлений, средств, периодически выделяемых А.П. Халибовым, и платы за учебу. Это учебное заведение не подчинялось Министерству просвещения России, а находилось в ведении местного феодосийского самоуправления. Пожертвовав 50 тысяч рублей серебром на основание училища, а также на устройство, училищной церкви, выделяя деньги для учебы двадцати учеников -детей-сирот или детей бедных родителей, А.П. Халибов просил, чтобы заведению этому было дано наименование Феодосийское халибовское армянское училище. В 1862 году на средства А.П. Хали-бова было построено новое трехэтажное каменное здание училища (на месте нынешнего Матросского сада). В здании была училищная больница, типография, где печатались учебники, художественная, историческая, духовная литература и периодика, а также газета Араратский голубь (Голубь Масиса) и другие издания. Но, начиная с 1865 года, число учащихся стало резко уменьшаться, и в 1871 году училище было закрыто. В здании его разместилась духовная семинария. В годы Великой Отечественной войны здание было полностью разрушено. Женского образования в городе, несмотря на необходимость его, до 1866 года не было, так как не имелось плана и устава женских школ. Правда, в нижнее отделение открытого уездного училища позволялось принимать и девочек, где они могли обучаться вместе с мальчиками (за отдельными столиками). Но учениц не было из-за существовавших тогда взглядов на совместное обучение. Открытие специальных женских училищ стало возможным благодаря частной инициати- ве Елены Медведской и Варвары Карро-дини. Они устроили частные женские пансионаты (первый 5 сентябри 1860 г., второй — 1 октября 1861 Г.), Затем были открыты Пансионаты Марии Вильмен, Ивана Михо, Олимпиады Домбровской, Марии фон Кельхеп (начальная. школа для мальчиков и девочек).

Появление таких частных школ заставило открыть общественное женское училище первого разряда, вскоре преобразованное в женскую гимназию. Инициаторами ее устройства были штатный смотритель уездного училища Лютынский и Мария Лу-лудаки, пожертвовавшая для оборудования гимназии 5 тысяч рублей и тем обеспечившая ей жизнь. Открытие состоялось 14 сентября 1866 года. В гимназии было семь основных классов и восьмой дополнительный, в которых обучалось до четырехсот учениц. Почетной попечительницей учебного заведения со дня основания была Л.П. Соковнина, в попечительский совет входили: от дворян — И.К. Айвазовский, от купечества — Л.А. Ду-ранте. Начальницами были М.К. Мищенко, А.З. Панюкина, Е.Н, Алферова, с 1876 года — М.Ф. Котляревская. В 1873 году начала действовать казенная четырехклассная мужская прогимназия, преобразованная в 1876 году в шестиклассную, а в сентябре 1883 года -в полную восьмиклассную классическую гимназию. Первым инспектором, а Затем директором гимназии (1873-94 гг.) стал кандидат филологии Новороссийского университета, действительный статский советник В.К. Виноградов. Гимназия готовила учащихся для высших учебных заведений. Она связана с деятельностью И.К. Айвазовского, почетным попечителем которой он был долгое время. В.К. Виноградов обратил внимание на преподавателей так называемых новых языков в гимназии. В этом отношении молодой феодосийской гимназии повезло: там преподавали хорошо образованные, обладавшие способностями воспитателей и тактом, пользующиеся уважением товарищей, любовью учеников О.Ф. Ретов-ский и Л.П. Колли (он работал в гимназии 23 года, одновременно преподавая французский язык в Феодосийской женской гимназии). 24 января 1874 года в Феодосии состоялось торжественное открытие учительского института. В нем работали курсы подготовки учителей городских училищ. При институте открылось двухклассное образцовое училище, где обучались воспитанники и курсистки, затем — четырехклассное. Студенты института проходили практические занятия в уездном училище. Здание института, построенное А.II. Халибовым, стояло у подножия горы Лысой. Позже в этом здании поселились беженцы из Армении и Турции. По чьей-то небрежности оно сгорело и 1915 году. В 1876 году в городе открылся мореходный класс второго разряда, а в 1880-м — бесплатное женское Александровское училище третьего разряда с преподавани ем рукоделия. С 1901 года началось обу чение в четырехклассном городском училище с ремесленным отделением, кого рое давало законченное начальное обра зование.

Городские училища открывались по положению о городских училищах от 31 мая 1872 года. Они были повышенного типа по сравнению с начальной школой, Обучались там дети мелкой буржуазии, служащих и мелких чиновников. В 1912 году они были преобразованы в высшие начальные училища. Одно из них существовало при учительском институте, обучение в нем приравнивалось к обучению в четырехклассных мужских или реальных училищах. Существовали они до 1920 года. В начале века на ул. Дураптовской (ныне ул. Дзержинского) была открыта частная женская гимназия, учрежденная В.М. Гергилевич. Обучение было семиклассное, но работал и дополнительный, восьмой класс. Готовила она домашних учительниц, по предметам и домашних наставниц. Существовали правила и обязанности домашних учительниц и домашних наставниц. Получившие эти звания должны были обменять аттестат об окончании гимназии на особое свидетельство, выдаваемое канцелярией попечителя учебного округа. После каждого года работы в частном доме нужно было представить директору гимназии отчет о занятиях, характеристики от уездного предводителя дворянства и от лиц, у которых учительницы и наставницы исполняли свои обязанности. В 1902 году инженер Г. Л. Кель открыл шестиклассное училище.’ В 1910 Году в городе работало тринадцать общеобразовательных школ. В 1905-м в городском шестиклассном училище преподавали кузнечное, слесарно-токарное дело, приемы столярного и резного мастерства, ручной труд по металлу и дереву. 13 июля 1905 года Феодосийская городская дума приняла постановление об учреждении женской профессиональной школы, а уже 9 октября она была открыта благодаря стараниям городского головы Л.А. Дуранте и его заместителя А.Я. Крыма: вначале — с одним отделением, а 1 сентября каждого учебного года открывались новые. В первое отделение принимались девочки с 12 лет, окончившие курс народного училища или с соответствующей подготовкой. Первый выпуск из 1 I учениц, получивших свидетельства на знание подмастериц, состоялся в 1909 году. Школа находилась в ведении дирекции народных училищ Таврической губернии и имела целью на основах общего элементарного образования подготовить специалистов, в основном портних и рукодельниц. Была она четырехгодичная. Занятия делились на общеобразовательные (было четыре отделения), на которых изучались Ветхий и Новый завет, русский язык, арифметика, история, география, естественные науки, гигиена, рисование, пение, и специальные: счетоводство, товароведение (на их изучение отводился 81 из 144 недельных часов). Кроме них, — рукоделие, кройка и шитье, вязание, вышивание, выжигание по дереву и бархату, тиснение по металлу и т.д. Больше всего часов выделялось рукоделию (81), рисованию (16), русскому языку (9), арифметике (9). Учеба продолжалась в течение года, летние каникулы длились с 15 июня до 1 сентября, затем — с 22 декабря но 7 января. Занятия по общеобразовательным предметам проходили с 1 сентября по 25 мая, а по ремеслу — с 1 сентября по 15 июня, начинались в 8 часов 30 минут утра и до трех часов дня. В школе занимались 413 учениц в возрасте от 12 до 16 лет.

Г.КУЛЯСОВА,

заместитель директора по научной работе

Феодосийского краеведческого музея.